Сергей Кузнецов о цифровизации в молочной индустрии 

С чего начинается цифровизация? Как предприятию определить, что именно стоит улучшить в первую очередь? Каким будет эффект изменений? Руководитель ритейл-направления ITentika Сергей Кузнецов в беседе с ВНИМИ ответил на все эти вопросы и поделился своим мнением о том, чем именно цифровизация и информационные технологии могут помочь как молочной промышленности, так и любой другой. 

30 августа 2022 г.

dairy_industry_banner

С чего начинается цифровизация? Как предприятию определить, что именно стоит улучшить в первую очередь? Каким будет эффект изменений? Руководитель ритейл-направления ITentika Сергей Кузнецов в беседе с ВНИМИ ответил на все эти вопросы и поделился своим мнением о том, чем именно цифровизация и информационные технологии могут помочь как молочной промышленности, так и любой другой. 

Сергей, по вашему мнению, могут ли информационные технологии (далее — ИТ) увеличить эффективность какой-либо индустрии, например молочной?

— Разумеется, могут. ИТ дают огромный потенциал для повышения эффективности бизнеса: появляется прозрачность, становится легче управлять процессами и людьми на производстве. По данным PwC, применение цифровых технологий при производстве молока увеличивает производительность труда на 70% в сравнении с использованием традиционных технологий, что способствует повышению эффективности и функциональности всей отрасли. Но я предпочитаю думать об этом немножко в другом формате, поскольку ИТ уже перестали быть отдельной отраслью как таковой. Сейчас активно развиваются направления на стыке ИТ и какой-то определенной инфраструктуры или отрасли: финтех, тревелтех. Я считаю, что это очень хорошо, поскольку бизнесы делятся друг с другом информацией, какими-то новыми практиками, которые будут полезны для всех. Вполне возможно, что прямо сейчас появляется новое направление, например милктех, и впоследствии будет сформирована база знаний технологий конкретно для молока и для молочной промышленности, а в будущем это даст какой-то результат.

— Сергей, я знаю, что у вас есть опыт работы с пищевыми производствами. Как вы считаете, с чего начинается оценка предприятия и необходимости его цифровизации? Как вы проводите анализ, в каждом ли случае это все индивидуально?

Как правило, все производства разные, это действительно очень индивидуальный процесс, но есть и общий фундамент. Ключевой момент в ИТ — нельзя изменить то, что нельзя измерить. Сначала мы будем смотреть, какие данные собираются, как процессы работают, насколько они цифровизированы, будем предлагать через маленькие шаги менять процесс, чтобы он стал более цифровым и эффективным. Когда мы поймем, что у нас уже хорошо собирается озеро данных — есть такое понятие в ИТ, означающее большие объемы информации — мы собираем всю необходимую информацию о производстве. На основе этого мы можем уже выстраивать какие-то математические модели для улучшения эффективности производства, понимать, где конкретно производство «просаживается». Я бы назвал это концепцией «самого слабого бизнес-процесса»: если весь бизнес-процесс внутри компании детально описан, всегда есть самая слабая точка. Мы находим эту точку, изменяем ее, делаем эффективнее, и самой слабой точкой становится другая. И вот как раз через постоянный итеративный подход, через постоянные изменения мы продвигаем предприятие, бизнес и промышленность к более эффективному варианту. Но нужно понимать, что айтишник, который пришел чем-то помочь молочному производству или любому другому, не сможет полностью закрыть все бизнес-процессы. Он может их понять, он может их описать, но рядом всегда должен быть человек либо от науки, либо от бизнес-процесса, либо представитель производства, который досконально знает, как все работает. Поэтому если рядом будет человек, который будет готов помогать цифровизации и ИТ-специалисту или готов сам будет развиваться в ИТ, — этот союз точно даст хороший эффект.

По вашему мнению, почему в сфере сельского хозяйства пока еще ИТ не так распространены и многие до сих пор больше доверяют бумаге, чем технологиям?

— Тут есть несколько факторов. Один из решающих — высокая стоимость внедрения этих технологий. Непонятно, каким образом посчитать возвратную эффективность, то есть так называемые ROI — возвратные инвестиции. Сейчас многие не умеют строить финансовую модель, которая позволит увидеть выгоду от внедрения технологий в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе все понятно: мы нанимаем больше людей, немножко больше потратили на фонд оплаты труда. Использование технологий предполагает переход на более долгосрочную модель, а ее нужно считать. Для примера, объем глобального рынка облачных платформ и облачных технологий сейчас в сельском хозяйстве оценивается примерно в 815 миллионов долларов по версии PwC, а в России эта цифра составляет только 6 миллионов, то есть такая ситуация на самом деле возникает во многих отраслях в стране. Очень хочется, чтобы мы догоняли весь мир. 

Насколько вообще затратно переделывать старые системы и создавать новые с помощью ИТ? 

— Здесь все сильно упирается в уже существующие процессы. Большая сложность цифровизации в том, что предприятию необходимо здраво оценить эффективность текущих процессов, а это очень многих пугает. Понадобится переработать внутри свои процессы и меняться вместе с автоматизацией. Если смотреть по затратам, то проекты по глобальному изменению какой-то части внутри промышленного предприятия могут длиться от полугода и дальше по геометрической прогрессии. Автоматизацию нельзя остановить на самом деле, поскольку к каждой следующей итерации будут находиться новые места, которые можно автоматизировать. Поэтому да, это может быть затратно, но эффективность точно будет велика.

Также существует такая штука, как стандартное сопротивление изменениям. Людям очень сложно переучиваться на что-то новое, но это сейчас необходимо абсолютно всем. Сейчас мы живем в мире, который меняется очень стремительно, и новые технологии приходят чуть ли не каждый год. Если мы не будем идти в ногу с этими технологиями, то, к сожалению, бизнес будет неэффективен.

—  А как вы считаете, цифровизация актуальнее для крупных компаний или небольшие предприятия также могут опираться на цифровые продукты при управлении своим производством?

—  Это два совершенно разных подхода. Малые предприятия, как правило, быстрее растут, поэтому и процессы у них меняются быстрее. Обычно они берут более гибкие решения, вполне возможно «коробочные», берут какую-то базу и адаптируют эту «коробку» под себя и свои бизнес-процессы. Таким образом они начинают быстро автоматизировать свои процессы для того, чтобы не увеличивать штат. У больших предприятий ситуация совсем другая: они работают в рамках какой-то крупной существующей системы, которая уже автоматизирована, у них есть промышленное производство, у них есть станки и большое количество данных, с которыми нужно работать, и если необходимо что-то поменять, придется встраиваться в существующую экосистему. Большая сложность в том, что им нельзя останавливать производство, поэтому через небольшие шаги нужно выстраивать так называемую микросервисную архитектуру — рядом с существующей экосистемой строятся новые модули, которые помогают без отрыва от производства усовершенствовать всю систему в целом, сделать ее эффективной, а потом можно через какое-то время перестроить ядро, если это потребуется. 

—  По вашему мнению, какие ключевые факторы могут помочь сформировать импорторезистентность в молочной отрасли? 

— Для меня это два основных качества: скорость и увеличение прозрачности, потому что скорость и  увеличение прозрачности — это фундамент, на котором можно строить все остальные улучшения абсолютно всех процессов. Это и минимизация брака, и минимизация человеческого фактора, снижение выбросов в атмосферу благодаря использованию ИТ — то есть это глобальное озеро данных, которое мы можем и должны использовать для того, чтобы эффективно работать с сельским хозяйством и с молочной промышленностью в частности. 

—  Как ИТ и в частности ITentika могут помочь с решением вопроса создания программ на производстве, которые заменят зарубежные аналоги?

— Сейчас мы живем в очень непростое для сферы ИТ время.. Еще недавно сложившиеся экосистемы и рабочие продукты взаимодействовали с рынком и вполне доказывали свою эффективность. Сейчас многие вендоры ушли с рынка, больше нет возможности использовать импортные продукты. Если посмотреть на статистику, примерно 70% бюджета ИТ-отделов, по крайне мере в ритейле, направлены на импортозамещение. Я думаю, в промышленности и в молочном производстве будет происходить примерно то же самое. Не обязательно в этом году, возможно, в следующем. Российские продукты есть, их можно использовать, также существуют другие коробочные продукты, но если по какой-то причине не хватает функционала коробочного продукта, можно приходить за кастомной разработкой. У нас в этом большой опыт, мы понимаем, каким образом можно переходить на современное российское программное обеспечение бесшовно, без отрыва от производства встраиваться в существующую экосистему и помогать работе промышленности.

— Какие проблемы в области логистики может решать ИТ и конкретно ваша компания для крупных или малых предприятий? Молочное сырье — это сырье, которое быстро портится, и это тоже одна из ключевых проблем.

Конкретно наша компания занимается кастомной разработкой, то есть мы приходим на какое-то предприятие, анализируем уже состоявшийся бизнес-процесс на производстве и пишем программное обеспечение непосредственно под этот процесс. Мы не меняем сам процесс, мы делаем его эффективнее, автоматизируя шаг за шагом. Также существуют какие-то «коробочные» решения — так называемые TMS, Transport Management System — такое решение можно поставить на предприятии силами консультантов и постараться максимально быстро внедрить. Тогда мы получаем какой-то функционал, который не надо будет дополнительно писать, нужно будет его адаптировать или адаптировать свои бизнес-процессы под этот функционал. На российском рынке на самом деле довольно большое количество такого программного обеспечения — это 1С, Axelot, Умная логистика и многие другие.

Каждая из этих систем заслуживает внимания, но если по какой-то причине «коробка» не подходит и функционала недостаточно, нужно обращаться к таким компаниям, как мы, за кастомной разработкой, и мы поможем однозначно.

— Внедрение технологий — это хорошо, но это предполагает, что будут люди, которые в силах обращаться с такими технологиями. Занимаетесь ли вы обучением, курируете ли решения, которые внедряете? Как вы сотрудничаете, как пытаетесь поднять до цифрового уровня представителей предприятия?

Внедрение технологий без обучения невозможно. На самом деле суть ИТ не в том, чтобы сделать процесс сложнее, задача ИТ сделать так, чтобы у человека не возникало сложностей при использовании нового продукта. Поэтому при внедрении продукта сначала проводится обучение, проводится системно и постоянно, тем самым развиваем и экосистему, и персонал.