Станьте клиентом

Партнеры по цифровой трансформации

В IT World вышло первое большое интервью Михаила Краснова, старшего управляющего директора ITentika.
Про наши планы, корпоративную культуру, стратегические цели, клиентов, импортозамещение, облачные технологии и многое другое.

3 мая 2023 г.

Раньше вы работали в крупной международной компании. Как сегодня этот опыт помогает вам?

Михаил Краснов: Действительно, я работал не только в российских, но и в крупных международных компаниях с клиентами по всему миру. Этот опыт позволил изучить стандарты качества разработки программного обеспечения, стандарты и подходы по организации проектных команд, зачастую находящихся в разных часовых поясах и регионах. Причем большая часть таких проектных команд работала по гибким методологиям разработке ПО – Agile и так называемому распределенному Agile, когда взаимодействует много географически распределенных Agile-команд. Полученный опыт, конечно, помогает мне и сейчас при работе на российском рынке. Например, легче использовать международные стандарты качества при разработке программного обеспечения, организации команд, ну и главное при формировании архитектурных подходов, уже проверенных временем на больших высоко отказоустойчивых и распределенных системах. Российский ИТ-рынок очень большой и богатый по компетенциям, тут очень много интересных проектов и есть чему поучиться.

Насколько западные стандарты и подходы отличаются от российских?

Михаил Краснов: ИТ не знают географических границ. Это относительно молодая индустрия, которая очень бурно развивается. Многие российские проекты делаются на высоком уровне качества. По всему миру используются OpenSource-решения, и наша страна тут не исключение, что сейчас особенно актуально с учетом политики импортозамещения.

Различия, конечно, есть, они касаются не качества, а масштаба проектов. Если мы берем весь мир, то там больше проектов, в которые вовлечено большее количество разработчиков, большее количество инженеров, аналитиков, тестировщиков и других специалистов.

В ITentika работают специалисты с серьезной экспертизой, в том числе в международных проектах. Как удалось их собрать?

Михаил Краснов: Напомню, что известная международная компания DataArt объявила об уходе с российского рынка и закрытии своих офисов на территории Российской Федерации. Отсюда и берет начало наша компания ITentika, которая образовалась из российских подразделений компании DataArt. Ребята на самом деле очень сильны технически, у них обширный архитектурный опыт, очень серьезная практика бизнес-аналитики, системной аналитики, а также много других компетенций и отраслевых практик, опыт работы в большом количестве международных и знаковых для индустрии проектах.

Какие стратегические цели сейчас стоят перед компанией?

Михаил Краснов: У ITentika большие планы, некоторыми из них могу поделиться. Одна из наших стратегических целей – войти в список компаний – лидеров IT-аутсорсинга России. Также мы планируем активный выход на международные рынки и к 2025 году рассчитываем, что 30% наших проектов будут международными.

Сейчас кадры – одна из самых больных точек для ИТ…

Михаил Краснов: Кадры решают всё, это правда. Надо же не только собрать, еще ведь стоит задача, чтобы люди остались, чтобы они работали. Тут нам помогает та корпоративная культура, которую частично мы унаследовали от DataArt. Сейчас в нашу компанию приходят новые ребята на разные позиции – инженеры и менеджеры из других компаний. Очень много коллег, как и я, переходит из компаний с международным опытом работы. Это создает правильную внутреннюю культуру в компании, когда людям комфортно работать, у них есть возможность для развития.

Добавлю, что любой сотрудник нашей компании может обратиться к любому руководителю, выступить с предложением, с инициативой по улучшению. Такая практика делает работу более интересной, потому что люди трудятся не только ради денег, они понимают, что могут влиять на развитие компании.

Вы позиционируете себя как партнера по цифровой трансформации. Когда заказчик приходит к вам, с чего вы начинаете работу с ним?

Михаил Краснов: В этом случае мы обычно предлагаем нашим новым клиентам начать с ИТ-аудита или Solution-дизайна. ИТ-аудит требуется для того, чтобы провалидировать текущую инфраструктуру, архитектуру платформы, приложений заказчика на предмет уязвимости, наличия узких мест. Обязательно нужно понять, какие цели ставятся перед бизнесом, потому что ИТ в современном мире — это уже не сопутствующая функция, как было раньше, ИТ и есть сам бизнес.

Solution-дизайн представляет собой помощь клиенту в формировании и структурировании тех требований, которые ставит бизнес перед тем продуктом, что он хочет построить. В первую очередь Solution-дизайн нужен компании, которая только начинает работать и у нее нет пока продукта, а есть, возможно, только видение, которое наши специалисты помогут структурировать, сформировать из него бизнес-требования. Архитектурный комитет поможет выработать и нарисовать архитектуру платформы, приложений. Такая архитектура будет масштабируема, надежна, и ее можно легко развивать дальше. Одним из артефактов, который получается в результате такой работы, является MVP-приложение. Это действующий прототип, который уже может быть показан инвесторам, рынку, и на его основе компания сможет развивать продукт дальше.

Как в условиях ограниченного бюджета проводить цифровую трансформацию? Как вы можете помочь?

Михаил Краснов: Если говорить про технологические решения, про ИТ-инфраструктуру, то существует много вариантов. Один из них — переход в облака, что позволяет сэкономить на так называемом параметре TCO (Total Cost of Ownership), то есть на стоимости владения инфраструктурой. У нас нет тиражируемых решений, есть наработки, имеются лучшие практики и наш опыт, который мы, естественно, применяем при работе со всеми клиентами.

Из России ушли популярные автопроизводители, активно наращивается локальное производство. Планирует ли ваша компания принять участие в импортозамещении в этой области?

Михаил Краснов: Приведу аналогию с китайским автопромом, заодно и с китайскими ИТ. Посмотрите, с какой скоростью они развиваются, как быстро учитывают свои ошибки и переходят на новый качественный уровень. Все мы помним, что представляли собой китайские автомобили еще 8–10 лет назад. Сейчас это высококачественные продукты по цене, обеспечивающей конкурентное преимущество. Что касается российского автопрома, то здесь есть определенные сложности, но для нас, как для ИТ-компании, они открывают окно новых возможностей. Сейчас мы активно развиваем практику по автомобильным системам, как бортовым, так и системам дорожной и облачной инфраструктуры, включая высокоинтеллектуальные и высокопроизводительные решения для решения задач систем помощи водителю и автономного вождения – всего того, что сделает транспорт более эффективным, удобным и безопасным. Те же технологии и опыт применимы при разработке ПО для управляющих систем и оконечного оборудования, например в сфере автоматизации производств. Если говорить про автомобильные системы, то локализация нашего производства открывает возможность как раз использовать тот самый международный опыт, который ранее многие разработчики, которые остались работать в России, применяли для разработки софта для таких мировых брендов, как BMW, Mercedes, Volkswagen. Теперь подобные проекты мы обсуждаем с КАМАЗом, АвтоВАЗом и другими российскими производителями. Это именно та экспертиза, которая также может быть применена в международных проектах в определенных регионах, таких как, например, Индия, которая очень мощно наращивает собственное автопроизводство, и уже упомянутый Китай.

Как, на ваш взгляд, если коротко, лучше всего сейчас инвестировать в ИТ-инфраструктуру?

Михаил Краснов: Как я уже сказал, одним из вариантов оптимизации расходов на ИТ-инфраструктуру является переход в облачную среду, которая сейчас развивается по всему миру, и Россия тут не исключение. По итогам исследования IDC, темпы роста облачных хранилищ вендоров растут примерно на 15% год от года. И российские исследования это подтверждают. А мы являемся партнерами крупнейших российских облачных провайдеров.

Давайте про проекты поговорим, которые ваша компания реализовывала за последний год. Кто ваши заказчики? Из каких отраслей?

Михаил Краснов: Ряд клиентов я могу назвать. Это такие имена, как «Тинькофф Банк», HeadHunter, «Бастион», «Росагролизинг» и другие. Если говорить про отрасли, то у нас в компании есть глубокая отраслевая экспертиза, которую мы продолжаем наращивать, к ней, в первую очередь относятся финансы, логистика, туризм, здравоохранение, ретейл и, конечно же, ИТ – нам доверяют свои проекты ИТ-компании. Некоторые из проектов масштабировались за последний год, что, конечно же, связано с импортозамещением, в первую очередь с заменой продуктов SAP.

Заказчики всегда ориентировались не только на бренды и интеграторов, но и на профессионалов, которые реализовали удачные проекты и тем самым сформировали себе репутацию на рынке. Так было всегда. Так ли сейчас?

Михаил Краснов: Ничего не изменилось. Скажу, что нам крупно повезло: у нас работает большое количество специалистов с опытом в разных международных компаниях. И да, это все-таки некий стандарт качества и репутация, безусловно.

Какие, на ваш взгляд, перспективы у гибридных инфраструктур?

Михаил Краснов: Думаю, очень большие, особенно в России. Многие организации до сих пор боятся переходить в облако, в первую очередь опасаясь за сохраность конфиденциальных данных, это все-таки преимущественно российская специфика. А использование гибридных облаков фактически полностью устраняет эту проблему, потому что всегда можно разделить данные на те, что являются критичными для бизнеса, на те, которым по соображениям безопасности лучше находиться в локальной инфраструктуре, и на те данные, которые можно спокойно перенести в облако. Я уверен, что гибридные облака на перспективу горизонта двух-трех лет будут в процентном соотношении занимать самую большую долю на российском рынке.

В прошлые годы можно было услышать мнение, что облако может быть только публичным, а всё остальное — это виртуализация. Согласны ли вы с этим?

Михаил Краснов: Не совсем согласен. Виртуализация — это одна из основных функций облака. Но не будем забывать, что, помимо виртуализации, облако включает в себя еще много других функций. У каждого облачного провайдера они свои, хотя и часто похожи, поскольку провайдеры конкурируют с друг с другом.

Помимо облачных технологий, которые у всех на слуху, есть еще искусственный интеллект, цифровые двойники, машинное обучение, VR и AR. Что из этих технологий известно вашим заказчикам, что они используют?

Михаил Краснов: Вообще, ML и Data Science очень востребованное сейчас направление. Достаточно часто наши заказчики просят включить элементы искусственного интеллекта, основанные на машинном обучении. Такой подход позволяет автоматизировать рутинные операции и сократить потребность в персонале при использовании этих систем. Также востребованы задачи по обработке низкоуровневых данных нейросетями (глубокое обучение). Например, для анализа статистики футбольного матча нужна технология компьютерного зрения. Это также позволяет сэкономить на ручном труде людей, которые бы сидели целыми днями и пересматривали спортивные состязания.

Сейчас одна из самых сложных задач для ИТ-директора — где взять «железо». Что бы вы посоветовали?

Михаил Краснов: Опять-таки, облака являются одним из вариантов, на мой взгляд, наиболее подходящим для решения этой задачи. Повторюсь, что для перевода инфраструктуры в облачные варианты лучше использовать сертифицированных и проверенных партнеров, которые хорошо знают облачную архитектуру, могут провести грамотный финансовый ИТ-аудит и рассчитать вам TCO. Но зачастую для получения более заметной финансовой эффективности, большей экономии требуется все-таки редизайн существующей архитектуры, переход на микросервисную архитектуру, ну и редизайн самих бизнес-процессов, чтобы, например, иметь возможность отключать оборудование на выходные и/или праздничные дни, в ночное время. Это один из вариантов. Ну а второй, если мы в более широком смысле понимаем ИТ-инфраструктуру, включая не только само «железо», но и системы, и платформы, — это применение OpenSource. Мы используем Solution-дизайн для того, чтобы полностью сформулировать потребность клиента, написать бизнес-требования, создать архитектуру, работающий прототип. А далее мы уже делаем полноценное решение на основе этого прототипа.

И последний вопрос. Сегодня часто от многих можно услышать, что горизонт планирования сократился. Как ваша компания планирует свою работу?

Михаил Краснов: Наш горизонт планирования простирается достаточно далеко. И стратегические цели это подтверждают. Мы являемся аккредитованной ИТ-компанией. Это влечет за собой определенные гарантии. Бизнес хочет иметь дело с теми, кто завтра будет работать, поддерживать и развивать свои продукты. Ведь существует определенный риск подписать контракт с поставщиком, который через полгода по каким-то, может быть, и форс-мажорным обстоятельствам окажется не способен выполнять свои обязанности. Мы от этого застрахованы.

Источник: Партнеры по цифровой трансформации | ИТ в бизнесе (it-world.ru)

Оставить заявку на проект

Ваш контакт

Укажите, пожалуйста, Ваше имя
Укажите, пожалуйста, корректный номер телефона
Укажите, пожалуйста, корректный e-mail

О проекте