Цифровизация в ритейле

Цифровизация ритейла в последние годы шла очень быстрыми темпами — на это влиял как спрос на такого рода услуги, так и последующая пандемия.

15 июня 2022 г.

retail_main_cover

Что продолжит активно развиваться в 2022 году?

Ритейл можно назвать пионером цифровизации — первый онлайн-магазин открылся в США благодаря стараниям Чарлза Стека в 1992 году, и торговал он книгами. В России же первый интернет-магазин открылся в 1996 году, и это тоже была площадка для торговли книгами.

За почти тридцать лет ритейл сильно эволюционировал, и, безусловно, на темпы цифровизации сильно повлияла пандемия.

В условиях необходимости оставаться дома миллионы людей столкнулись с тем, что все нужно заказывать онлайн. И тут началась гонка маркетплейсов на выживание: ритейлеры оперативно создавали и адаптировали свои решения под текущие нужды, налаживали логистику и систему обслуживания клиентов, добавляли новые опции, которые выгодно (а порой и не очень) отличали их от конкурентов: системы лояльности, ежедневные рекомендации, виртуальные примерочные, роботов-консультантов. Магазины использовали BI&BigData и нейросети для анализа больших данных, переходили на электронный документооборот, даже добавляли небольшие игры внутри приложений — ритейлеры перепробовали множество разнообразных инструментов.

Казалось бы, за два года пандемии цифровизация ритейла показала почти невозможное, но это еще далеко не все.

Согласно обзору «Цифровизации ритейла 2022» от CNews, есть ряд решений, которые предстоит проработать еще глубже: электронный документооборот, новые платежные разработки, импортозамещение и искусственный интеллект.

Электронный документооборот

В этом году переход на электронный документооборот станет еще активнее, как и переход на электронные чеки. С одной стороны, это вынужденные перемены — закупки чековых лент стали проблемой для многих ритейлеров, с другой, электронные чеки более удобны в рамках перехода на электронный документооборот и цифровизации в целом. Однако это означает необходимость создавать решения, которые позволят генерировать чеки, валидировать их и хранить в некой системе, чтобы клиент в любой момент мог проверить чек и поделиться им с кем-либо при необходимости — будь то личные цели или бизнес-отчетность.

Платежные решения

Эксперты CNews прогнозируют, что в скором времени появятся новые платежные системы, которые заменят Apple Pay и Google Pay. Мы уже видим активное использование системы «Мир» и СБП — Системы Быстрых Переводов, которая позволяет провести оплату в том числе по QR-коду.

Согласно публикации retail.ru, в январе 2022 года «Мир» стала самой популярной платежной системой на Wildberries. «Совокупный объем платежей через «Мир» в 2021 году составил свыше 250 млрд рублей, что стало абсолютным рекордом», — говорится в публикации.

Импортозамещение

Безусловно, важным трендом станет импортозамещение — необходимо создавать решения, которые позволят ИТ-системам самостоятельно функционировать без использования софта от зарубежных вендоров. К разработке подобных альтернатив лучше приступать как можно раньше, поскольку системы с закрым исходным кодом, конечно, прослужат еще какое-то время, но как с ними работать потом и как это отразится на бизнесе — вопрос сложный.

Согласно публикации TАdviser «Импортозамещение ПО в ритейле: головная боль или окно возможностей», у отечественного ритейла есть два пути развития импортозамещения: разработка и развитие с нуля собственной платформы с использованием opensource-технологий и сервис-ориентированной архитектуры и применение готовых решений, которые можно менять под свои бизнес-процессы и задачи. Первый вариант наиболее оптимален с точки зрения скорости внедрения и финансовых вложений в проект.

Искусственный интеллект

В список важных трендов 2022 года можно добавить и искусственный интеллект, использование которого очень широко в рамках ритейла: персонализация решений для клиентов, более удобное взаимодействие с собственными сотрудниками, кроме того, ИИ позволяет оптимизировать логистические процессы, что экономит ресурсы.

В прошлом году, согласно публикации new-retail.ru, торговая сеть «Лента» масштабировала автоматизированную систему прогнозирования спроса на регулярные и промотовары на магазины всех форматов. «За год компания снизила списания на 4% на начальном этапе, рост показателей доступности акционных товаров достигает 5%», — говорится в публикации.

Также в прошлом году, согласно публикации на rb.ru, в X5 Group сэкономили 100 млн рублей за четыре месяца после внедрения технологии искусственного интеллекта (ИИ) при расчете фонда оплаты труда (ФОТ) в 400 супермаркетах «Перекресток». «Принадлежащая Александре Подкиной система Clue установлена на компьютерах директоров разного уровня и следит за расходами ФОТ, контролируя выполнение KPI по выручке. Система дает рекомендации по найму сотрудников и составлению их расписания», — сообщается в материале.