Кто такой бизнес-аналитик?

13 октября 2022 г.
Привет! На связи команда ITentika. Сегодня мы поговорим о профессии бизнес-аналитика, о том, какие задачи предстоит решать на этой позиции, с чего начать и как войти в эту сферу.
Привет! На связи команда ITentika. Вы наверняка слышали о нас, но под другим именем. Мы — часть российского бизнеса компании DataArt, оставшаяся в стране.

Да, изменилось название, но центры компетенций и кадровый фонд сохранились. Осталось и желание говорить на важные темы, например о быстрой и качественной подготовке новых ИТ-кадров, что особенно ценно в период массового оттока специалистов. В серии бесплатных IT-лекций наши лучшие эксперты рассказывают о ключевых компетенциях и знаниях.

Сегодня мы поговорим о профессии бизнес-аналитика, о том, какие задачи предстоит решать на этой позиции, с чего начать и как войти в эту сферу. BA-эксперт Алексей Чернышев и бизнес-аналитик Анастасия Никитина кратко дадут основную информацию о профессии. Погнали.

Зачем нужен аналитик

Привет, я — Алексей Чернышев. Сегодня расскажу о том, кто такой бизнес-аналитик и как им стать. В компании ITentika я занимаюсь развитием компетенции бизнес- анализа, запускаю новые проекты и общаюсь с клиентами. Это некая ступень эволюции в сторону менеджмента, но тем не менее я — классический аналитик.
Удивительно, что до сих пор некоторые сомневаются в нужности бизнес-анализа в разработке программного обеспечения. Аналитики необходимы для определения границ проекта: тех задач, которые будут поставлены разработчикам и архитекторам в рамках развития нового продукта либо доработки имеющегося. Многогранность применения знаний экспертов-аналитиков прекрасно иллюстрирует диаграмма Международной ассоциации бизнес-аналитиков (IIBA), где четко обозначена сфера компетенций: в поле интересов специалиста входит анализ данных, построение бизнес-процессов, управление продуктом.
IIBA в своих исследованиях следующим образом распределяет роли специалистов на рынке: 27% — информационные технологии, 25% аналитиков работают в сфере банков, финансов и страхования, 7% в фармацевтике и здравоохранении, 7% в госсекторе и пр. Исследование датируется 2020 годом, поэтому справедливо пересмотреть проценты в сторону здравоохранения: востребованность аналитиков вследствие COVID-19 возросла, за период пандемии было разработано множество приложений и решений для здравоохранения. Также стоит отметить, что в России госкорпорации предпочитают брать в штат аналитиков с узкой спецификой знаний. Что касается информационных технологий, здесь речь идет о цифровизации разных бизнесов: от телекома и индустрии развлечений до интернета вещей, цифрового телевидения.

По данным hh.ru, спрос на бизнес-аналитиков возрос: сегодня ищут аналитиков бизнес-процессов, системных аналитиков, аналитиков данных, реже владельцев продукта (product owner), например в рамках стартапа. Также существуют частные случаи, когда ищут специалистов в узкой сфере, например аналитика 1С, аналитика CRM, Customer Journey Expert, аналитиков SM SQL и прочих.

Какие задачи аналитик выполняет в проекте?

Давайте определим роль аналитика в ИТ-проектах. Спектр задач таких специалистов огромен. Для начала важно понять, что мы смотрим на любой продукт с точки зрения его применения в бизнесе. Предположим, у бизнеса есть запрос на решение проблемы с помощью цифрового продукта. Создать такое решение, изучив только бизнес-процессы заказчика, недостаточно. Аналитик должен понимать, с какими системами необходимо интегрироваться, уметь описывать процессы, управлять требованиями, стать связующим звеном между техническими специалистами и бизнесом. Разработка ИТ-систем невозможна без понимания принципов этих систем: как функционируют базы данные, API, как можно провести интеграцию между системами и т. д.

Задачи аналитиков

Стоит отметить, что в ИТ можно легко сочетать функции дата-аналитика, бизнес-аналитика и системный анализ. В стороне стоит продуктовый аналитик, который в большей степени погружен в ключевые функции бизнеса, он должен понимать потребности пользователей, представлять модель бизнеса — это больше про сам продукт.

Основные сложности

Вам предстоит много общаться, вести переговоры, договариваться со специалистами разного уровня, людьми разной степени открытости, поскольку получение информации — ключевой навык аналитика. Без этого навыка вы не сможете выявить нюансы проекта, узнать важную информацию, которая не зафиксирована в документации. Вы столкнетесь с разными заказчиками, с которыми необходимо правильно выстроить взаимоотношения. Бывает, что при погружении в процесс бизнес-аналитик видит решение проблемы не так, как видит его владелец бизнеса. В этом случае придется обосновать заказчику правильный — с точки зрения аналитика — выбор ИТ-решения. Помните об особенностях отечественного бизнеса — все нужно делать в сжатые сроки. Вы непременно столкнетесь с запросом сделать быстро и качественно, хотя развитие любого продукта итерационно. Если с вами сильная команда и вы понимаете, что делаете, и подробно объясняете это клиенту, тогда проект закончится успешно.

Что нужно знать бизнес-аналитику?

Итак, на примере бизнес-аналитика и системного аналитика разберем общие требования и основные различия. Общее для того и другого направления — оба работают с функциональными и нефункциональными требованиями системы. Нужно понимать, что функциональные требования системы — не самое сложное, самое сложное — обеспечить систему скоростью реагирования, удобным интерфейсом, неразрывностью связи, например при оплате заказов. Оба этих аналитика ответственны за стабильность работы системы, удобство использования.

Нужно понимать, что бизнес-аналитик документирует требования и управляет ими, используя разные подходы. Системный аналитик должен уметь работать с разными системами интеграции, знать, как все устроено «под капотом» — это большой набор инструментов, которыми нужно научиться пользоваться.

С чего начать путь аналитика?

Все очень просто. Начните с изучения профессиональной литературы, статей. Посещайте лекции, IT talks, пройдите профессиональные курсы. Развивайте коммуникативные навыки, мышление, в том числе творческое, осваивайте рабочие инструменты и техники. Все это приведет вас в профессию.

Как все устроено у нас?

Внутри компании мы продолжаем поддерживать и обучать коллег. Мы активно практикуем BA Teach-in, где прорабатываем большой пласт информации. В ближайшее время запустим кейс-клубы, где планируем анализировать опыт из IT. У нас есть менторская программа, где человеку помогают погрузиться в профессию. Внутри нашей компании всегда можно получить совет старших коллег, которые помогут и подскажут.

История начинающего бизнес-аналитика

Привет! Меня зовут Анастасия Никитина, хочу рассказать свою историю старта карьеры бизнес-аналитика. Я окончила ПММ Воронежского государственного университета по специальности «Бизнес-информатика», учусь на втором курсе магистратуры того же направления. Больше года назад пришла в профессию. На второй день работы меня подключили к проекту, где я сразу столкнулась с реальными задачами, с ощутимой ответственностью, начала работать с конкретными проблемами, и это все без полноценного онбординга — вникать в процессы пришлось сходу. Стоит добавить, что в ITentika (тогда еще DataArt) я попала после прохождения внешних курсов компании по бизнес-анализу. На потоке было порядка 20 человек, некоторых пригласили на работу в проекты компании. Если вы думаете, как начать карьеру аналитика, — вот готовое решение: ищите программы, организованные компаниями, это поможет изучить профессию и ознакомиться с внутренними процессами бизнеса. В ИТ-сфере широко распространена практика подобных программ с дальнейшим трудоустройством. Вам не обязательно иметь технический бекграунд, хотя со специальными знаниями будет значительно проще. На моем потоке учились ребята разных возрастов и профессиональных навыков, например из маркетинга, банковской сферы.
От интенсивного обучения на внутренних курсах я быстро перешла к практике. В первом проекте удачно сошлись многие факторы, которые позволили чувствовать себя уверенно, четко видеть цели. Была отличная команда, которая вдохновляла и поддерживала, мне помогал сильный наставник, который впоследствии перешел на другой проект, но успел задать вектор движения. Мы делали цифровое решение для внутренних нужд заказчика, для персонала. Здесь я впервые проверила на практике услышанную еще в университете формулу: БА — это мост между заказчиком и командой. Для себя я вывела еще одну формулу: БА — это про исследования новых трендов в ИТ. Аналитик имеет уникальную возможность изучать новые технологии и внедрять их. Я рада, что мне достался крупный проект с многочисленными интеграциями, вызов для новичка, настоящая проверка знаний и умений. Многое приходилось изучать самостоятельно. Я поняла, что одних знаний недостаточно, нужно обладать набором особенных черт характера или пытаться развить их.
Навыки, которые мне помогли
Здесь можно много говорить про разные навыки, но я хочу выделить несколько. Проактивность: ты задаешь вопросы не только заказчику, но и себе, много исследуешь, пытаешься разобраться в задаче и предвидеть проблемы, которые гипотетически могут возникнуть, и заранее продумаешь их решение. Упорство: когда вы приходите на новую позицию, важно не сдаваться, находить решения проблем, иногда при помощи старших коллег. Эмпатия: важный навык для бизнес-аналитика, потому что ты много общаешься. Критическое мышление: не будьте простым исполнителем, ставьте под сомнение полученную информацию и проверяйте все данные. Креативное мышление: аналитик постоянно участвует в генерации новых идей, придумывает нестандартные решения, несмотря на то, что есть готовые шаблоны.
Про курсы
Теперь я и сама причастна к продвижению и развитию курсов ITentika. Сейчас компания предлагает несколько внутренних образовательных направлений по бизнес-анализу для своих сотрудников, которые хотят пройти переобучение или углубить знания. Первое направление состоит из небольших программ по 40−60 часов: по техническим основам, по UML и юзабилити. Вторая программа с более глубоким погружением рассчитана на 1,5−2 месяца для начинающего и продвинутого уровней. Самое ценное, что участники программы могут сразу применить знания на внутренних проектах компании и сформировать портфель кейсов для дальнейшего трудоустройства
Аналитики — это связующее звено: с одной стороны, они понимают бизнес-язык заказчика, его потребности, а с другой — знают технический язык разработчика и могут сформулировать качественное техническое задание. Кроме технических знаний, владения профессиональными инструментами, для аналитика важны и личностные характеристики: проактивность, эмпатия, усердие и т. д. С такими навыками аналитик будет успешным и желанным для любого работодателя.

Больше информации по теме вы найдете на нашем YouTube-канале. Эксперты подробнее расскажут о профессиональной литературе, о начале карьеры БА.
Другие новости